Бескрайние русские просторы – это воображаемый перекресток, где переплетаются то купленные гоголевским Чичиковым «мертвые души», то лица изможденных крестьян с полотен Ильи Репина, то, словно сошедшие с растиражированных советской пропагандой плакатов, колхозники. Но даже и там, где сельское хозяйство и животноводство достигло небывалых вершин, сегодня начинают рассуждать о защите видов и биоразнообразия.
В действительности, Россия обладает несметным богатством: на ее территории существуют более 200 одомашненных автохтонных пород животных. В стране, разделенной на девять климатических зон, с не самыми благоприятными условиями для ведения сельского хозяйства, блюда из мяса всегда составляли основу традиционной кухни.
Однако, многие ценные породы находятся под угрозой исчезновения, в связи с унификацией и индустриализацией сельского хозяйства. Ярчайшим примером этого являются овцы романовской породы, образец многовековой селекции, которые совсем недавно находились под угрозой исчезновения. В свое время одежду из шерсти этих овец носили и дворяне, и мещане, и крестьяне. Если в 1850 году романовских овец насчитывалось около двух миллионов голов, то в девяностые годы XX века только несколько уцелевших хозяйств были сосредоточены в Ярославской области. При этом парадокс: овец романовской породы продолжают разводить по всей Европе.
Юрий Столповский – один из немногих, кто самоотверженно борется за то, чтобы предотвратить истребление местных пород. Доктор биологических наук, руководитель лаборатории сравнительной генетики животных Института Общей Генетики им. Н.И. Вавилова РАН, Юрий Анатольевич Столповский оказывает научную и техническую помощь фермерам, работающим с аборигенными породами.
Свой путь он начал в конце 1980-х в Новосибирске, в самом сердце Сибири, в Институте Цитологии и Генетики Сибирского отделения Российской Академии наук. Еще молодым исследователем Ю.А. Столповский внес значительный вклад в спасение породы серого украинского скота. Благодаря его изысканиям в настоящий момент она является одной из семнадцати пород, внесенных в Ковчег Вкуса Слоу-Фуд, наряду с тульской бойцовой породой гусей, романовскими овцами, якутской, ярославской, тагильской породами коров, орловскими курами и некоторыми другими породами.
«Речь идет не только о защите доставшихся нам в наследство генетических ресурсов животных, но и об их преумножении и распространении, чтобы обеспечить качество пищи и наш продовольственный суверенитет», – объясняет Юрий Столповский. Этим он занимается с группой единомышленников, координируя сотни фермерских хозяйств и предприятий: «Мы нашли понимание и поддержку в большинстве регионов страны, от научного сообщества до православной церкви и широкой общественности».
«Даже представителям крупных компаний, – добавляет он, – нужно помочь понять, что биологическое разнообразие – это неисчерпаемое богатство. Пример? Содержание и разведение бурятских коров в Бурятии оказывается более экономически и экологически выгодным по сравнению с доминирующими сегодня животными голштино-фризской, да и другими иностранными породами. Действительно, коров этой аборигенной породы нет необходимости обеспечивать кормами в течении всего года, они могут добывать пропитание на лугах или находить пищу под снегом, а также оставаться на открытом воздухе или в неотапливаемых укрытиях при температурах до 60 градусов ниже нуля.
«Животные являются для людей не просто источником пищи, они – часть культурной и общественной жизни, с ними наши животноводы и целые народы России имеют незримую эмоциональную связь», – продолжает генетик. Советское наследие, с этой точки зрения, трудно преодолеть, поскольку сильные потрясения, выпавшие на долю сельского хозяйства, привели к поглощению большой части генофонда сельскохозяйственных животных. Достаточно сказать, что, если еще в 1930-х годах доминировали аборигенные породы, то уже в 1980 году 80% выращиваемых животных в России вело происхождение от иностранных сородичей.
Юрий Столповский, тем не менее, считает, что объединившись, «всем миром», как говорили на Руси, мы сможем повернуть этот процесс вспять. Он мечтает создать генетический банк всех отечественных пород одомашненных животных. «Россия-это огромная страна, и необходимость породного многообразия продиктована ее необъятными размерами. Если мы не сохраним для будущего автохтонные породы, исчезнет наша собственная идентичность».
Карло Петрини
Газета «LaRepubblica». («Ла Репубблика») 27 апреля 2018 г.